понедельник, 27 ноября 2017 г.

ВС РФ: штраф за нарушение прав потребителя, назначенный в отсутствие проверки либо административного расследования, подлежит отмене

Iakov Filimonov / Shutterstock.com
Суд отменил штраф за нарушение правил продажи товаров, в силу того, что Федеральная служба защиты прав потребителей составил протокол и вынес распоряжение по делу об административном правонарушении по обращению потребителя без проверки по процедуре закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юрлиц и личных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (потом – Закон № 294-ФЗ) либо административного расследования (определение ВС РФ от 7 ноября 2017 г. № 305-КГ17-16239).
Потребитель пожаловался на то, что магазин отказался вернуть ему деньги за некачественный товар. Судами установлено, что клиент дважды обращался с этим требованием в магазин, но оба раза не получил никакого ответа.
Рассмотрев жалобу потребителя, Федеральная служба защиты прав потребителей составил в отношении магазина протокол об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение правил продажи товаров) и наложил штраф.
Наряду с этим, как следует из текстов судебных решений, перед составлением протокола ведомство, возможно, предварительно провело какое-то "расследование", которое было квалифицировано судами в качестве "документарной проверки". Но – в нарушение требований Закона № 294-ФЗ – Федеральная служба защиты прав потребителей не вынес ни распоряжения о ее проведении, ни акта по итогам проверки, и – очевидно – не согласовывал ее с прокурором, и не запрашивал у продавца документы и пояснения, не знакомил его с распоряжением и актом проверки. Все это, согласно точки зрения суда, говорит о неотёсанном нарушении требований Закона № 294-ФЗ и влечет отмену результатов проверки.
Наряду с этим так как ведомство было вправе провести административное расследование, но определения о его возбуждении не выносилось. Следовательно, нельзя утверждать, что документы, которые обосновывают событие правонарушение и которые получены Роспотребнадзором до составления протокола, каким-то "процедурным" образом связаны с расследованием.
А это значит, что Федеральная служба защиты прав потребителей не доказал правомерность действий, из-за которых он и распознал вменяемое магазину правонарушение.
Верховный Суд РФ вполне поддержал эти выводы и указал, что обращение потребителя являлось всего лишь основанием для внеплановой проверки магазина, а не для составления протокола. В пересмотре дела Роспотребнадзору было отказано.
Напомним, что проигрыш Роспотребнадзора был "предопределен" также и ввиду того, что ведомство допустило еще одно неотёсанное нарушение процедуры: дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие представителя магазина без доказательств его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий